Моторное масло – это важный расходный материал. Он предназначен для снижения силы трения трущихся частей двигателя, отвода лишнего тепла. Важно следить за уровнем данного ГСМ и доливать его по мере необходимости. Без смазки мотор очень быстро разрушится.
Моторное масло делается из нефти. В него добавляются разнообразные вещества (присадки), которые улучшают те или иные характеристики.
Продукция каждого известного бренда уникальна с этой точки зрения – корпорации самостоятельно разрабатывают различные добавки. С их помощью они добиваются экономии топлива, снижения уровня вредных выбросов в атмосферу, повышения характеристик силового агрегата, продления срока его службы.
В зависимости от состава все масла разделяют на 3 большие группы:
Жидкости для двигателей это особая смесь на основе масла, которая располагает в собственном составе специальными присадками, предназначение которых улучшение тех или иных характеристик. К примеру, есть присадки, которые повышают вязкость, защищают от окисления, продлевают срок службы трущихся поверхностей. В этой статье мы рассмотрим моторные масла их марки и характеристики.
В первую очередь скажем, что вид жидкости зависит от ее основы, от типов присадок, которые придают ей нужные рабочие качества. Масла различаются по вязкости, набору и концентрации присадок. По своему составу они делятся на синтетические, полусинтетические, а также минеральные. Какой вид из них лучше это зависит от марки и модели автомобиля, для которого они подбираются.
Смазочная жидкость
Основное предназначение моторной жидкости это уменьшение силы трения. Во многом от его качества и характеристики зависит эффективность работы двигателя. При большом трении основная часть энергии мотора расходуется на его преодоление. В итоге в двигателе снижается мощность, увеличивается расход топлива, возрастает шум и увеличивается токсичность выхлопных газов.
Не считая понижения КПД, трение намного быстрее накапливает поверхностную усталость металлических частей мотора. Ослабляются связи между молекулами, и поверхность металлических частей разрушается даже при незначительных нагрузках. По достижении критического предела усталости металла, может произойти полное разрушение металла двигателя.
Еще более опасно то, что чем больше трение, тем намного быстрее происходит износ поверхностей двигателя внутреннего сгорания. Стачиваясь друг о друга, увеличиваются зазоры меж парами трения двигателя. Чем больше зазоры, тем больше ударные нагрузки. Именно они оказывают наиболее губительное влияние на поверхности деталей.
Когда в моторе минимальные зазоры (а конкретно по данному пути идет прогресс двигателей внутреннего сгорания), при его функционировании мы практически не слышим никакого шума.
С ростом зазоров ударные нагрузки повышают шум, который впоследствии может перерасти стук. В подобных ситуациях говорится, что двигатель застучал. Важность масел для двигателей попросту нереально переоценить. Их производством занимаются сотни фирм во всем мире и в этом обилии наименований тяжело разобраться даже опытному автомобилисту. Рассмотрим основные марки моторных масел и их характеристики. Какому именно бренду отдать предпочтение решать только вам, список просто огромен.
Маркировки моторных масел – отличная возможность изучить продукт, без риска для двигателя своего автомобиля. На этикетке продукта, многие производители указывают уровень вязкости, допуски производителя, специфику продукта и прочие аспекты, которые помогут водителю сделать правильный выбор.
Чтобы вникнуть в суть вопроса, рассмотрим все обозначения, которые могут быть указаны на этикетке масла.
На большинстве упаковок, производитель указывает следующие параметры:
Вязкость – один из важнейших параметров для любого ГСМ. Именно это значение указывает степень износостойкости двигателя и создаваемый уровень трения. SAE подразделяется на три подкласса – зимний, летний и всесезонный. Вязкость является очень важным параметром для автолюбителей из северных широт. Качество автомобильных масел напрямую влияет на быстрый пуск и правильную смазку элементов двигателя.
К примеру, жидкое масло актуально для двигателя авто в зимнее время – оно не замерзает и позволяет снизить расход потребляемого топлива на 2-3%. Густые масла (значение SAE 15w-40) наоборот, востребованы в жарких климатических зонах и рекомендованы к использованию для старых, изношенных двигателей.
Чтобы понять, какое значение SAE подойдет именно для вашего авто, рассмотрим несколько примеров:
Человеку, далекому от автомобильного мира, может показаться, что говорят про живое существо, но, как оказывается, речь идет об автомобиле, а конкретнее об его двигателе, которому для исправной работы требуется подобная жидкость. При нормальном функционировании, отсутствии сбоев в системах, ее расход не должен быть очень большим, а меняют масло, примерно, раз на 10-20 тис. км.
Конечно, эти цифры нельзя считать эталоном и каждый водитель, исходя из условий эксплуатации и модели машины, сам решает, когда это нужно делать, но существует ряд факторов, которые при этом нельзя не учитывать. К ним, в первую очередь, относятся: время года, эксплуатационные условия, качество топлива и регулярность технического обслуживания, что включает своевременную замену изношенных деталей.
Многие производители автомобильных масел, отмечают на своей продукции желаемую периодичность замены, часто исходя при этом из понятия «тяжелых условий эксплуатации», к которым относятся регулярные поездки на короткие расстояния, нерегулярное использование автомобиля, частое нахождение в «пробках» (при начале движения двигатель получает максимальную нагрузку), эксплуатация машины в пыльной и загрязненной местности, езда на загруженном автомобиле, качество топлива и т.п.
Многое, конечно, зависит и от качества самого моторного масла, а отличить подделку от фирменного продукта бывает довольно сложно. Давайте разберемся, какими характеристиками обладает неподдельное моторное масло. Во первых, при выборе стоит обратить внимание на его цвет.
Еще одна характеристика, подтверждающая, что перед Вами качественный продукт — это его легкотекучость. Проверить этот фактор в домашних условиях довольно просто. Для этого отлейте в небольшую емкость часть моторного масла и поместите ее на мороз (если за окном лето, можно использовать морозильную камеру). Поддельная жидкость быстро замерзнет и превратится в маргарин, в то время как качественное масло слегка загустеет, сохранив при это жидкотекучесть.
В наше время, существует множество фирм, выпускающих масла для разного рода двигателей и в их изобилии довольно легко потеряться, особенно автолюбителю-новичку. Кроме того, практически каждая из фирм-производителей предлагает свой вариант его состава, часто совсем не того, который необходим для нормальной работы конкретного мотора. Что бы не прогадать — надо знать основные параметры, по которым разделяют автомобильные моторные масла. Именно об этом и пойдет далее речь.
Расшифровка обозначения 10W 40 или правильно сказать классификация SAE , достаточно проста. Первая цифра 10W обозначает температуру, при которой возможно прокачивание масла по масляным каналам и проворачивание двигателя при запуске. Вторая 40 обозначает вязкость масла при нагреве двигателя, соответственно, чем этот показатель выше, тем гуще масло при рабочей температуре.
0W 5W 10W 15W 20W 25W Проворачивание -30°С -25°С -20°С -15°С -10°С -5°С Прокачиваемость -40°С -35°С -30°С -25°С -20°С -15°С
Давайте представим, что произойдёт с двигателем, если его эксплуатировать при температуре минус 30°С используя масло 15W40. При запуске двигателя масляный насос не сможет достаточно быстро прогнать масло по всем каналам, что приведет к повреждению поверхностей нуждающихся в постоянной смазке. Давление при таких условиях увеличится в разы, что грозит нарушению целостности смазочной системы.
Теперь представим обратную ситуацию, когда при высокой температуре вязкость масла не будет достаточной для нормальной работы двигателя, что приведет к низкому давлению масла в смазочной системе, а также повышенному износу постоянно трущихся деталей и возможно к стуку гидрокомпенсаторов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы. Моторное масло 10W40 характеризуется, как «всесезонное» и подойдет для эксплуатации, как летом, так и зимой в тех регионах, где стрелка термометра не опускается ниже -20°С. Если температура воздуха гораздо ниже этого уровня, то рекомендуется применять масло 5W40 или 0W40, что будет способствовать запуску двигателя при низких температурах.